Новости

01-08-2022Как с 1 сентября торговать маркированной молочной продукцией. Практическое руководство для розницы

Для чего маркируют «молочку»

Маркировка молока и продуктов из него поэтапно внедрялась государством с 1 июня 2021 года. По сведениям контролирующих органов, чаще всего подделывают сыр, творог и масло. Нелегальные изготовители не платят налоги, не соблюдают технические регламенты, санитарные нормы производства и хранения молокопродуктов, заменяют полезные животные жиры на некачественные растительные. Сделанные «теневыми» производителями молочные продукты несут опасность для здоровья потребителей. Честные фирмы, чья продукция подделывается, терпят финансовые и репутационные убытки.

Цель введения обязательной маркировки – очистить рынок от фальсифицированной «молочки» и увеличить собираемость налогов.

Устройство и правила системы маркировки молока и молочной продукции

Национальная система маркировки «Честный ЗНАК» учреждена правительством РФ. Процедура маркировки молочных продуктов и их дальнейшая реализация устроены следующим образом.

1.  Производитель или импортёр регистрируется в системе «Честный ЗНАК», заказывает у неё цифровые коды формата Data Matrix и наносит на упаковки с товаром. В коде маркировки содержится зашифрованная информация о названии, производителе и составе товара. Цифровой код маркировки сложно и дорого подделывать.

При продаже партии маркированного товара, например, пакетированного молока или бутилированных йогуртов, производитель или импортёр формирует универсальный передаточный документ (УПД), содержащий коды маркировки групповых и транспортных упаковок товара. Этот УПД производитель вместе с товаром передаёт покупателю-оптовику, а также в систему «Честный ЗНАК».

2.  Оптовик, продавая партию товаров молочной промышленности розничному магазину, также создаёт УПД, где содержатся коды Data Matrix групповых и транспортных упаковок «молочки». УПД передаётся фирме-покупателю и в «Честный ЗНАК».

3.  Предприятие розничной торговли во время приёмки молочной продукции направляет в «Честный ЗНАК» полученный от оптовика УПД, подтверждая в национальной системе маркировки очередную смену собственника партии молочных продуктов. При продаже покупателям кассир розничного магазина считывает подключённым к онлайн-кассе 2D-сканером цифровой код маркировки с каждой единицы «молочки». Затем на онлайн-кассе пробивается чек для покупателя. Данные о реализованных молочных продуктах, подлежащих маркировке, автоматически направляются в систему «Честный ЗНАК», оператору фискальных данных, а через него – в ФНС России.

Важно:  электронный УПД должен передаваться через сервис ЭДО контрагентам и в «Честный ЗНАК» в течение 3-х рабочих дней с приёмки партии маркированных продуктов молочного производства.

Ключевые изменения с 1 сентября в торговле маркированной молочной продукцией

1.  С 1 сентября 2022 года оптовикам и розничным продавцам маркированной «молочки» годностью более 40 дней вменяется обязанность использовать сервисы электронного документооборота (ЭДО)*.

2.  С 1 сентября 2022 года все участники оборота маркированных продуктов из молока со сроком годности больше 40 дней должны формировать универсальный передаточный документ (УПД) только в электронном виде. Передача УПД контрагентам и в систему маркировки «Честный ЗНАК» ведётся исключительно через сервисы ЭДО*.

3.  С 1 сентября 2022 года предприятия розничной торговли обязаны передавать в «Честный ЗНАК» сведения о каждой проданной единице «молочки» со сроком хранения более 40 суток. Для этого обязательна онлайн-касса с подключённым к ней 2D-сканером для распознавания цифровых кодов маркировки Data Matrix с упаковок/бутылок молокопродуктов*.

* Таковы нормы, закреплённые Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. № 2099

Названные изменения пока не касаются организаций HoReCa (общепит), госучреждений и фермеров. Они станут обязаны использовать сервисы ЭДО при работе с маркированными молочными продуктами с 1 декабря 2023 года.

Что такое объёмно-артикульный учёт

Этот метод учёта маркированной молочной продукции с любым сроком годности должны применять с 1 сентября 2022 года все участники рынка.

Объёмно-артикульный (или объёмно-сортовой) учёт «молочки» ведётся так: контрагенты указывают в УПД наименование товаров (идентификатор GTIN) и коды маркировки групповых/транспортных упаковок. При объёмно-артикульном учёте не требуется указывать коды Data Matrix каждой единицы молокопродуктов как при поэкземплярном учёте.

Поэкземплярный учёт молочных продуктов годностью больше 40 дней станет обязательным с 1 июня 2025 года.

Как быть с немаркированными остатками молочных продуктов

Если к 1 сентября 2022 года у продавца имеются остатки немаркированной «молочки», то её разрешается продавать без нанесения кодов маркировки вплоть до окончания срока хранения.

Какие именно молочные продукты подлежат обязательной маркировке

Таблица кодов ТНВЭД и ОКПД2

Код ОКПД2 Код ТН ВЭД ЕАЭС
Сыры и творог

10.51.40.100  Сыры

10.51.40.210  Молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира, произведенные по технологии сыра

0406  творог и сыр

Мороженое

10.52.10  Мороженое

2105 00  Мороженое и прочие виды пищевого льда

Молочная продукция

10.51.11  Молоко, кроме сырого

10.51.12  Сливки

10.51.21  Молоко сухое, сублимированное обезжиренное не более 1,5% жирности

10.51.22  Молоко и сливки сухие, сублимированные, в том числе цельные

10.51.51  Молоко и сливки, сгущенные или с добавками сахара или других подслащивающих веществ, не сухие

10.51.55  Сыворотка

10.51.30  Масло сливочное, пасты масляные, масло топленое, жир молочный, спреды и смеси топленые сливочно-растительные

10.51.52  Продукты кисломолочные (кроме творога и продуктов из творога)

10.51.56  Продукция молочная, не включенная в другие группировки

10.86.10.110  Молоко питьевое для детского питания пастеризованное, стерилизованное и ультрапастеризованное (ультравысокотемпературно-обработанное), в том числе обогащенное

10.86.10.140  Продукция молочная для детей дошкольного и школьного возраста

10.86.10.190  Продукция молочная для детского питания прочая

0401  Молоко и сливки без сахара и подсластителей

0402  Сгущенное молоко и сливки с сахаром и подсластителями

0403  Пахта, простокваша, йогурты, кефир и другие кисломолочные продукты

0404  Сгущенная или несгущенная сыворотка с сахаром или другими подсластителями

0405  Сливочное масло и продукты, изготовленные на основе натурального молока

2202 99 910 0  Прочие продукты, которые содержат молочный жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. %

2202 99 950 0  Прочие продукты, которые содержат молочный жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. %

2202 99 990 0  Прочие продукты, которые содержат молочный жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 2 мас. % или более

Штрафы за нарушения в работе с маркированным товаром

Согласно 15.12 КоАП РФ, штрафуют тех, кто вовремя не зарегистрировался в национальной системе маркировки «Честный ЗНАК», а также за прочие нарушения в работе с товаром, подлежащим обязательной маркировке.

Размер штрафа должностным лицам: 1000-10 000 ₽. Юрлицам – 50 000-300 000 ₽. Грубые нарушения чреваты уголовной ответственностью.

 

Четыре обязательных действия: как розничному магазину подготовиться к работе с маркированной «молочкой»

1. Оформите электронную подпись.  Она необходима для дальнейших действий по подключению к «Честному ЗНАКУ», к сервису электронного документооборота. В работе с маркированными товарами и в ведении бизнеса в целом электронная подпись – постоянно необходимый инструмент.

С помощью электронной подписи регистрируются онлайн-кассы, заверяются УПД, электронные договоры, накладные и счета-фактуры, файлы отчётности в госорганы, банковские цифровые документы и т. д. Без электронной подписи предприниматель не сможет взаимодействовать с сайтами контролирующих госорганов, получать онлайн-госуслуги.

2. Зарегистрируйтесь в системе маркировки «Честный ЗНАК».  Каждый участник оборота маркированной продукции обязан быть зарегистрированным в национальной системе маркировки. И, как сообщалось выше, розничный магазин после приёмки маркированной «молочки» должен направлять в «Честный ЗНАК» УПД, полученный от поставщика.

3. Выберите оператора и сервис ЭДО. Настройте и протестируйте сервис.  До 1 сентября 2022 года выбранная вами программа электронного документооборота должна быть установлена и отлажена. Нелишним будет заранее протестировать работу сервиса ЭДО – сделать пробную отправку/приёмку электронных документов между вами и вашими поставщиками. Убедитесь, что ваши сотрудники освоили сервис ЭДО.

Заблаговременно проверьте, что ваш сервис ЭДО без проблем отправляет электронные документы в «Честный ЗНАК», а тот их получает. С этими техническими вопросами помогут специалисты оператора ЭДО.

4. Выберите оператора фискальных данных (ОФД), онлайн-кассу для работы с маркированным товаром и 2D-сканер.  Функция ОФД – передача кассовых чеков в ФНС России и в систему маркировки «Честный ЗНАК». Использование кассового аппарата, не подключённого к ОФД, запрещено – это нарушение Федерального закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…».

После заключения договора с ОФД розничному магазину следует выбрать онлайн-кассу и зарегистрировать её в налоговой инспекции. Если у вас нет на это времени, то ООО "Уралтехника" за вас зарегистрирует кассу в ФНС. Установку и подключение кассовой техники, сканеров кодов маркировки и программного обеспечения для онлайн-касс также можно доверить нашим специалистам .

Как предприятию розничной торговли продавать молочную продукцию на развес и в разлив

Разберёмся на примере с головкой сыра. Код маркировки головки сыра, которую планируется разрезать и продавать покупателям кусками, розничный магазин сначала должен вывести из оборота. Делать это следует не через онлайн-кассу, а через сервис ЭДО – отправить сведения о коде Data Matrix в «Честный ЗНАК» с параметром «Продажа на развес» (или «в нарезку», «на разлив»). Так код маркировки выбывает из оборота.

Куски разрезанной головки сыра продаются покупателям без нанесения на них кодов маркировки.