Новости

23-06-2015«Кассовая революция»: за или против?

«Кассовая революция»: за или против?

Минфин подготовил и выложил 09 июня 2015 года для обсуждения новый законопроект, предлагающий глобальные изменения в кассовой отрасли.

Ранее, с 1 августа 2014 года по 01 февраля был проведен эксперимент, при котором тестировалась работа ККТ по передаче данных в ИФНС.  Постановлением Правительства эксперимент продлен до 31 декабря 2015 года. Правда, к нынешнему законопроекту суть эксперимента уже не в полной мере актуальна.

Законопроект гораздо объемней по содержанию, чем действующий Закон. Прописаны цели государства в принятии этого законопроекта, которые обеспечивают защиту прав потребителей, соблюдение фискальных интересов государства и финансовой, в т.ч. налоговой дисциплины.

Какие важные изменения готовит законопроект?

1.                Меняется формулировка наименования самого закона – «О применении ККТ при осуществлении расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа».

2.                Расширяется  сфера применения Закона: Закон распространяется не только на товары и услуги, но и на прием ставок и выплату выигрышей.

3.                Регистрационные действия, связанные с эксплуатацией кассовой техники, предусмотрено выполнять в режиме on-line.

4.                Кассовая техника должна работать в режиме накопления и передачи данных, в т.ч. выполнять печать бумажных кассовых чеков, формировать электронные документы и по требованию покупателей выполнять отправку электронных документов на электронный адрес покупателя.

5.                Вся информация по проведенным операциям на кассовой технике должна передаваться в режиме on-line Оператору Фискальных Данных (новый игрок на кассовом рынке), который, в свою очередь, обязан направить эти данные в налоговую службу.

6.                Внесены требования к кассовым чекам и бланкам строгой отчетности, для чеков в бумажном и электронном виде требования имеют  различия. Реквизиты должны сохранять контрастность на бумажном варианте не менее шести месяцев.

7.                В местах, где отсутствует интернет, возможно применение кассовой техники с возможностью накопления фискальных данных без функции передачи, а в труднодоступной местности, утвержденной в Перечне субъектом РФ, ККТ можно не применять, за исключением платежных терминалов.

8.                Фискальная память и ЭКЛЗ заменяется на новое устройство-накопитель фискальной памяти, которое представляет собой шифровальное средство защиты фискальных данных. Это устройство обязательно должно входить в реестр фискальных накопителей и  иметь паспорт. Важный момент: срок действия накопителя составляет не менее 36 месяцев.

9.                Автоматизированная система печати бланков строгой отчетности приравнена к кассовой технике и обязана передавать электронные документы в налоговые органы через Оператора Фискальных Данных. На БСО в бумажном виде должен присутствовать фискальный признак.

10.           Применять кассовую технику теперь обяжут и предпринимателей, применяющих ЕНВД и патентную систему, также исключены из перечня видов деятельности, при которых можно было не применять ККТ, торговля на  ярмарках, рынках и выставочных комплексах.

11.           Начало вступления в силу Закона планируется с 1 января 2016 года, но предусмотрен переходный период в течение 7 лет, в течение которого будет происходить замена старой техники на технику, соответствующую новому законодательству.

12.           Внесены поправки в Административный кодекс РФ и изменена ответственность за неприменение ККТ - штрафные санкции по сути можно назвать безразмерными, также налоговая служба приписала себе право выполнять контрольные закупки. Изменится и срок давности привлечения к административной ответственности- с 2 месяцев до одного года.

В настоящее время идет публичное обсуждение законопроекта. Возникающие вопросы по редакции законопроекта касаются и кассового сообщества, и бизнеса. Предсказываются различные варианты развития событий: и оптимистичные, связанные с упрощением регистрационных процедур в ИФНС и уменьшением количества проверок, и пессимистичные, предсказывающие уход бизнеса в «тень» и неотлаженную работу on-line сервисов в масштабах страны.

Если по сути, то исходя из законопроекта, понятно, что бизнес все-таки понесет существенные затраты на модернизацию имеющейся кассовой техники, либо закупку новой; затраты, связанные с обеспечением доступа на торговых объекта связи, оплаты услуг оператора фискальных данных, замену накопителя фискальных данных, высоких штрафных санкций. А ведь изначальная цель законопроекта заключалась в том, чтобы облегчить нагрузку на бизнес. В период экономического кризиса многие представители бизнеса высказывают идею введения таких новшеств преждевременным.

Также, есть моменты, которые требуют более детальной проработки законопроекта с технической и административной стороны.

В целом же, техническое совершенствование операций и повышение их прозрачности является достаточно закономерным процессом.